Читатель и периодика

Газеты и журналы занимают в библиотеке основное место по востребованности, значимости и оперативности издания. Имея в своем распоряжении широкий спектр периодических изданий, сотрудники библиотеки могут удовлетворять разнообразные информационные запросы читателей. В условиях недостаточного финансирования и существующего многообразия периодических изданий важно правильно определить те газеты и журналы, которые наиболее оптимально соответствуют информационной функции библиотеки и потребностям ее пользователей.

В связи с этим, с января по октябрь 2008 г. межпоселенческой центральной библиотекой Канашского района было проведено исследование «Читатель и периодика». Его цель: установление соответствия фонда периодических изданий запросам современного читателя, совершенствование информационной деятельности библиотеки.

Для достижения поставленной цели социологическая группа МЦБ выдвинула ряд конкретных задач, решение которых предстояло получить в ходе анкетного опроса читательских групп:
– установить, в какой мере фонд периодических изданий библиотеки соответствует читательским интересам;
– выявить цели чтения, наиболее спрашиваемые издания;
– определить основные мотивы чтения сельских жителей.

Гипотеза: ресурсные возможности и услуги библиотеки не соответствуют в полной мере информационным потребностям читателей.
Объектом исследования явилось местное население, в том числе пользователи биб- лиотеки.
Предмет исследования – потребности сельского жителя в чтении периодических из- даний. Метод исследования – анкетный опрос. Всего было распространено 70 анкет. Анкеты были распространены в библиотеке, учреждениях и организациях Канаш- ского района. В опросе приняли участие 70 человек, из них: 60% – женщины 40% – мужчины.

Высшее образование имеют 45% опрошенных, среднее специальное – 36%, среднее образование – 11%, неполное среднее – 8%.

Анкета включала 18 вопросов, в том числе два открытых.
Один из блоков анкеты был направлен на изучение читательской активности респондентов. В результате чего было выявлено, что каждый день посещают библиотеку 16% опрошенных, 1 раз в неделю – 52%, 1 раз в месяц – 18%, 1 раз в год – 4%. Судя по ответам, большинство респондентов являются постоянными читателями библиотеки и нуждаются в ее услугах постоянно.

С целью определения мотивов обращения в библиотеку респондентам был задан вопрос: «С какой целью Вы посещаете библиотеку?». Были получены следующие результаты: за поиском необходимой информации в библиотеку обращаются 57% анкетируемых, для повышения своей квалификации – 29%, 40% отметили: «Просто нравится бывать в библиотеке». Бесспорным лидером был ответ «Знакомство с новой периодикой» (77%). Периодические издания как источник информации для занятий своими увлечениями отметили 43%, учебной деятельности – 26% респондентов.

Посредством чтения газет и журналов жители села также удовлетворяют свои потребности в осведомленности о событиях в районе, в стране и в мире, расширяют кругозор.
По результатам опроса в числе популярных периодических изданий были названы

Газеты:

Ш «Комсомольская правда» (75%)
Ш «Аргументы и факты» (64%)
Ш «Собеседник» (58%)
Ш «ЗОЖ» (55%)
Ш «МК в Чебоксарах» (44%) Ш «Ч?ваш х?рар?м?» (42%) Ш «Канаш ен» (41%)

Журналы:

Ш «Бурда-Моден» (51%)
Ш «Сельская новь» (48%)
Ш «За рулем» (39%)
Ш «Работница» (37%)
Ш «Здоровье» (35%)
Ш «Приусадебное хозяйство» (28%)
Ш «Физкультура и спорт» (25%)
Ш «OOPS» (24%)
Ш «Лиза. Уютный дом» (22%)

Как видим, круг читательских интересов пользователей библиотек достаточно широк: респонденты предпочитают чтение российских газет и журналов разнообразной тематики.
В библиотеке берут газеты и журналы для чтения и получения необходимой инфор мации 77% селян. При этом постоянно их читают 68% жителей, по мере необходимости – 18 %, читают очень редко
– 10%. Сельские жители сегодня испытывают потребность в разнообразных периодических изданиях. Об этом свидетельствует ответы на открытый вопрос анкеты: «Какие газеты и журналы, по Вашему мнению, необходимо иметь библиотеке?». Список изданий, который назвали жители села, включает 35 газет и 65 журналов. Их тематика самая разнообразная. Однако из-за финансовых трудностей библиотека не может в полной мере удовлетворить потребности селян в периодике.
Несмотря на низкий уровень жизни сельских жителей, они все-таки находят средства на подписку периодических изданий (см. таблицу 1). Выписывают одно издание – 38% селян, 2 издания – 26%; 3 издания и более – 2%. Кроме того, газеты и журналы респонденты покупают в киосках, осуществляют обмен в кругу знакомых.

В ходе исследования была выявлена степень удовлетворенности читателей имеющимся фондом периодических изданий. Итоги анкетирования показали, что подавляющее число респондентов (49%) отмечают, что имеющийся фонд периодики удовлетворяет потребностям читателей частично, 40% респондентов – полностью, 11% – остались неудовлетворенными.
При выборе периодики для чтения 86% опрошенных руководствуются личным интересом, 26% – прислушиваются к рекомендациям библиотекаря, 9% – к советам родственников, знакомых, друзей. На выбор периодических изданий влияют также газетно-журнальные выставки – 43%. Чаще всего прочитанное обсуждают с семьей – 55% анкетируемых, с друзьями – 36%, со- служивцами – 32%, библиотекарями – 20%.

Читателями библиотеки являются почти 92% опрошенных, причем 76% отметили, что библиотека – это источник актуальной и интересной информации, а для половины – она еще и место общения.
Следующий блок вопросов стал отражением качества обслуживания читателей. На вопрос «Что конкретно вам нравится в нашей библиотеке?» 78% респондентов ответили: «Библиотекари, которые нас обслуживают»; 44% – оценили в библиотеке обстановку как уютную и комфортную; 36% – всегда находят нужную литературу, 34% – ценят возможность работать в читальном зале.

Какой же видят современную библиотеку наши читатели? Это мы попытались выяснить, включив в анкету соответствующий вопрос. Считают, что библиотека работает на современном уровне – 48% респондентов; отметили, что она не соответствует требованиям времени – 22%; уклонились от ответа – 30%.
На вопрос «Что необходимо изменить в работе библиотеки?» высказали предложения об улучшении финансирования – 47% опрошенных, не ответили на данный вопрос – 38%. Также читатели предлагают пополнять фонды новыми периодическими и электронными изданиями, улучшить техническое оснащение, приобрести компьютер, копир.
Полученные результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

подтвердилась гипотеза: ресурсные возможности и услуги библиотеки не соответствуют информационным потребностям читателей. Из-за финансовых трудностей библиотека не может в полной мере удовлетворить потребности селян в периодике;

большая часть респондентов (60%) не удовлетворены фондом периодических изданий; в то же время сельская библиотека является ключевым элементом в процессе самообразова- ния сельских жителей;

социально-культурная значимость периодических изданий сохраняется;

чтение газет и журналов является основной формой свободного времяпровождения, играет важную роль в системе внутрисемейного общения и воспитания;

Исходя из вышеизложенного, в целях эффективного обслуживания пользователей периоди- ческими изданиями библиотеке необходимо:

использовать существующие электронные версии литературных журналов с открытым доступом: «Электронная библиотека литературных журналов России «Журнальный зал» (www.magazines.russ.ru); электронные версии газет «Советская Чувашия», «Грани», «Хыпар» на сайте Национальной библиотеки;

получать по договору с районной типографией электронную версию газеты «Канаш ен»;

ежегодно составлять сводный перечень периодических изданий, выписываемых организациями, школьными, муниципальными библиотеками района.

Таким образом, каждая библиотека, располагая фондом периодических изданий, имеет возможность осуществлять качественное информационное обслуживание пользователей.

На сегодняшний день именно периодические издания играют большую роль в удовлетворении информационных потребностей, так как содержат актуальную, оперативную, социально значимую информацию.


Этот небольшой блок рекламы поможет вам больше узнать о других полезных для путешественника книгах и не только о них:   эти и разные прочие спонсоры помогают самым различным сайтам развиваться и существовать.   Из помещенной тут информации вы - очень возможно - извлечёте для себя что-то полезное или просто интересное дополнительно Реклама - двигатель торговли, но еще и своего рода источник полезной информации! Тут за примерами далеко ходить не надо

Периодика, публицистика и история онлайн:

Норвежский лес: скандинавский путь к силе и свободе

Ларс Миттинг


Дрова греют дважды: один раз – когда их рубишь, и второй – когда их сжигаешь. Обычная история о дровах, которая покорила мир. Ларс ...


Индустрии будущего

Алек Росс


Книга, которую вы держите в руках, сразу после выхода в США в феврале 2016 года стала невероятным бестселлером: несколько недель № 1 в ...


Анатомия посткоммунистического мафиозного государства. На примере Венгрии

Мадьяр Балинт


Что представляет собой современная посткоммунистическая Венгрия, одно из государств Центральной Европы, входивших в так называемый ...


Семитские народы в древности. 2010

Юрий Лубочкин


В книге рассказывается о древних семитских народах, населяющих и поныне Переднюю Азию и Северную Африку. А начиналось все с древнейшей ...


Управление народным хозяйством СССР в 1922—1991 годах

Яков Исаакович Радомысльский


В книге дается описание как создавалось народное хозяйство, рассказано о первом после революции плане ГОЭЛРО, о путях индустриализации ...


По следу Леонардо да Винчи

Станислав Студёнов


Если вы считаете, что роман Дэна Брауна «Код да Винчи» под завязку набит бредовыми конспирологическими теориями, то я согласен с вами ...